К оглавлению
 

Технология публичного выступления.

ПРАКТИКУМ

Умение выступать публично, на наш взгляд, имеет прямое отношение к профессии банковского работника  руководителя. Довольно часто возникают ситуации, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. Но не все используют возможности привлечения на свою сторону сторонников - сказывается недостаток опыта публичных выступлений. Между тем, такой опыт быстро осваивается, если придерживаться определенных технологических ходов.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы преследуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким.

•  Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела.

•  Убедить слушателей - подготовить их к признанию той или иной точки  зрения,  способа  решения проблемы.

  • Побудить к действию - вызвать отклик аудитории и желание что-либо изменить в окружающем мире.

Нередко в выступлении в той или иной мере выражены все три цели, но какая-то из них действительно главная.

 

Успешно реализовать цель своего выступления возможно только при знании аудитории, ее особенностей и потребностей. Наилучшей всегда оказывается речь, которая резонирует с представлениями и желаниями слушателей.

ШАГ 2. СОБЕРИТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕЙ АУДИТОРИИ

Одно дело - выступать перед специалистами, другое - перед дилетантами. Возраст, социальное положение, личные и общественные интересы, степень осведомленности о предмете выступления, отношение к докладчику тоже весьма влияют как на восприимчивость аудитории, так и на ее интерес к теме доклада. Небезразлична докладчику и степень близости к слушателям. Согласитесь, что стиль доклада может сильно варьироваться от того, насколько вам знакомы те люди, перед которыми вы собрались излагать свои идеи.

Замечательно, если вы организуете сбор информации об аудитории в соответствии с логическими уровнями: среда (окружение) - привычный стиль поведения - способности (знания) - убеждения (мнения, ценности, предубеждения) - самопредставление (профессиональное и личностное) - миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории).

Весьма полезным окажется знание о лидерах мнений (людях, которые задают тон оценкам и мнениям какой-либо группы) данной аудитории. Это, собственно, стабильные показатели аудитории.

Непосредственно перед выступлением стоит прояснить для себя и ситуативные показатели, а именно эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления.

Собрав эти ценные данные, попытайтесь понять, в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: можно подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к какой-то определенной группе, можно обозначить род своих занятий и степень своей профессиональной подготовленности и т. д. Выборов много, но далеко не все из них подходят к вашим целям и особенностям аудитории. Срабатывает эффект выступающего.

ШАГ 3. КОНСТРУИРУЙТЕ СВОЙ ОБРАЗ

Мнение людей подвергается более сильному влиянию со стороны выступающих, которые кажутся экспертами в своей области и вызывают доверие. Впечатление об искренности человека и доверие к нему (а следовательно, и эффективность воздействия) могут быть усилены, если он ясно и выпукло аргументирует позицию, которая заслуживает доверия в том, что она явно не затрагивает его прагматические интересы и не приносит ему никакой выгоды (а лучше всего противоположна интересам коммуникатора) и если он к тому же не пытается явно «в лоб» повлиять на мнения людей.

Однако если у вас очень высокий авторитет перед данной аудиторией, то он все же будет оказывать на нее влияние (даже если аудитория и будет знать о ваших прагматических целях и намерениях) из одного желания совпасть с авторитетной личностью. Одним из наиболее существенных является «внешний знак» авторитета: титул, звание и прочее, - обозначающий ценность личности через ее социальную роль. Достаточно сообщить, что перед нами «профессор», «генерал», «директор», как вступают в силу определенные установки восприятия, ранее сложившиеся оценки и ожидания. Мнение носителя титула приобретает совсем иную силу воздействия, чем в том случае, если бы он был инкогнито.

Американский психолог Р. Чальдини в своей книге «Воздействие: наука и практика» приводит данные множества исследований, раскрывающих природу влияния авторитета на поведение. Так, по условиям одного из исследований психолог приводил в пять разных классов колледжа одного и того же человека, представляя его как гостя из Кембриджского университета. При этом в первом из классов он назвал его студентом, в следующем - ассистентом, в третьем - преподавателем, в четвертом - старшим преподавателем, наконец в пятом - профессором. После того как гость уходил из аудитории, учащихся просили примерно определить его рост. Рост «профессора» оказался значительно выше, чем рост «студента». С каждым повышением титула гость «прибавлял» в росте.

ШАГ 4. ПОДГОТОВЬТЕ РЕЧЬ

Основные критерии оценки содержания речи достаточно просты: она должна прежде всего соответствовать вашей цели, быть уместной, понятной аудитории, обладать достаточной степенью новизны (при этом связана с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение). Доклад (речь) не должен содержать более семи основных идей - аудитория все равно не запомнит больше. И еще: он должен быть предельно краток.

Психолог Джордж Миллер в ходе исследований установил, что наша способность к запоминанию информации весьма ограниченна. Один из способов запомнить побольше единиц информации - связать их вместе в виде «пакетов». Хорошо структурированное содержание выступления способствует не только быстрому восприятию сообщения, но и запоминанию. Способность успешного восприятия речи сохраняется у слушателя около 15 минут. Отсюда вырисовывается важное следствие: содержание речи должно быть структурировано и разбито на логические блоки, лучшее время воспроизведения которых не более 15 минут (таково время активного восприятия речи).

«Блоковое» построение выступления к тому же позволяет при необходимости довольно гибко варьировать последовательность предъявления информации. Этот способ чем-то напоминает карточки с записями. Их можно сложить в разном порядке, тем самым изменяя структуру общего текста.

Впрочем, многие выступающие так и делают: записывают основные тезисы своего выступления на карточки, которые и становятся «опорой» для произнесения речи. Возьмите эти карточки с собой, но не доставайте их: при хорошей подготовке они вам не понадобятся (о чтении по бумажке мы даже не говорим - для руководителя подобный вариант ораторства вряд ли можно назвать органичным).

-  Какая разница между хорошим и плохим дирижером? - спросили как-то у немецкого дирижера Ханса фон Бюлова.

-  Хороший дирижер держит партитуру в голове, а плохой - голову в партитуре, - последовал ответ.

Особое внимание следует уделить началу и концу речи. Первые слова у нас служат настройкой на аудиторию, определяют тон разговора, вызывают либо интерес, либо скуку. Чтобы обратить внимание людей на себя, отвлечь от массы «полезных» дел (обсуждение блюд, рассказывание анекдотов, рисование затейливых рожиц), нужна наживка: необычная фраза, смешная история, неожиданное действие, неизвестный анекдот. Словом, все то, что заставляет хотя бы на мгновение замереть.

Завершающая фраза резюмирует выступление, фокусирует основную мысль выступающего и наиболее отчетливо запоминается. Еще лучше, если последняя фраза побуждает слушателей к действию, если это предложение что-либо обсудить или совершить.

Саму речь желательно сделать образной, «нарисовать картинку». Именно образ лучше запоминается и вызывает более интенсивные эмоции. Одно дело - рассказывать о процентах веществ, загрязняющих озеро, другое - продемонстрировать смятое перо птицы и описать, как она на ваших глазах погибала. Вы получите совсем другой отклик.

Для эмоционального воздействия можно использовать различные приемы. Например, закон дремлющего эффекта. Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из этого закона следуют два важных принципа: принцип настороженности (быстро и прочно усваивается информация об угрозе; при этом остальная информация, содержащаяся в речи, не воспринимается, блокируется) и принцип резонанса (быстро и прочно усваивается информация, непосредственно касающаяся данной аудитории).

Хорошей иллюстрацией явления дремлющего эффекта может служить следующий опыт, проведенный в США. Двум группам был предложен полемический текст. На листах, розданных первой группе, подпись под текстом отсутствовала, а второй группе дали текст, подписанный фамилией, которая вызывала заведомо отрицательное отношение.

Проверка, проведенная через неделю, показала, что в обеих группах содержание текста усвоено довольно хорошо. Но через две недели студенты первой группы воспроизводили текст хуже, чем студенты второй, а еще через неделю в первой группе затруднились сказать, о чем конкретно шла речь, в то время как студенты второй группы уверенно вспомнили содержание текста. Те же закономерности характерны и для выступления.

Источник: banknota.zubsb.ru

 
КонвертНаписать письмо

БИЗНЕС-ТРЕНЕР, КОУЧ, ПСИХОЛОГ

Роберт Ахметов

г. Уфа
тел.: 8 (3472) 57-75-28
8-904 73 67 528
8-917 444 22 09

Главная
Тренинги
Коучинг
Встреча с психологом
Статьи
Обо мне

  главная   тренинги   коучинг   встреча с психологом   статьи   обо мне